ОПЕРАТИВНЫЙ ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПРОГНОЗ
возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на территории
Ярославской области на 26 ноября 2024 г.
(подготовлен на основании информации Ярославского ЦГМС - филиала ФГБУ «Центральное
УГМС», Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека по Ярославской области и Управления Федеральной службы по
ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Ярославской областям)
1.1. Метеорологическая обстановка на 26 ноября (с 18 часов 25.11.2024 до 18 часов
26.11.2024):
Погода: облачная с прояснениями, ночью местами небольшие осадки в виде снега,
мокрого снега, в отдельных районах гололед. Днем без существенных осадков.
Ветер: южный 6-11 м/с.
Температура воздуха ночью: 0...-5 гр.
Температура воздуха днем: -2...+3 гр.
На дорогах местами гололедица.
Метеорологическая видимость: 6000-9000 метров.
С 18 часов 26.11.2024 метеорологическая обстановка будет уточнена дополнительно.
1.2. Биолого-социальная обстановка:
Санитарно-эпидемиологическая обстановка: на территории области по данным
Управления Роспотребнадзора по Ярославской области обстановка стабильная, контролируется.
Эпизоотическая обстановка: за прошедшие сутки по данным Управления
Россельхознадзора по Ярославской области обстановка стабильная, контролируется.
1.3. РХБ и экологическая обстановка:
МЧС РОССИИ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И
ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ
БЕДСТВИЙ
ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
(Главное управление МЧС России
по Ярославской области)
ул. Кирова, 5/23, г. Ярославль,
150000
Телефон 30-04-41,79-08-71 Факс 79-
08-73
(код 8-4852)
Телетайп 217149 «Трековый»
E-mail: cuks@76.mchs.gov.ru
25.11.202 4 № 593-16-2-4
Главное Управление МЧС России по г. Москве
Правительство Ярославской области
Главам муниципальных образований Ярославской
области
Министерство региональной безопасности
Ярославской области
Министерство лесного хозяйства и
природопользования
Ярославской области
Министерство агропромышленного комплекса и
потребительского рынка Ярославской области
Министерство жилищно-коммунального хозяйства
Ярославской области
Министерство дорожного хозяйства Ярославской
области
Филиал ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго»
УМВД России по Ярославской области
ГБУЗ Ярославской области «Станция скорой
медицинской
помощи и центр медицины катастроф»
Ярославский филиал УПРДОР Холмогоры
Управление Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека
по Ярославской области
Начальникам местных пожарно-спасательных
гарнизонов Ярославской области
Управление Федеральной налоговой службы
по Ярославской области
По данным учреждений СНЛК Ярославской области химическая и бактериологическая
обстановка на территории области в норме, радиационная обстановка стабильная, случаев
превышения фоновых значений нет. Естественный радиационный фон – 0,09 мкЗв/ч.
1.4. Гидрологическая обстановка:
По состоянию на 25.11.2024 на территории Ярославской области гидрологическая
обстановка стабильна, уровни воды на водных объектах области не превышают
неблагоприятных значений.
На 26.11.2024 подтоплений не прогнозируется.
Уровень Угличского вдхр. 112,67 м.БС (+10 см за сутки) (ОЯниж - 101,8 м.БС, ОЯверх.
– 114,0 м.БС).
Уровень Рыбинского вдхр. 99,00 м.БС (+1 см за сутки) (ОЯниж. – 97,00 м.БС, ОЯверх. –
102,30 м.БС);
Уровень Горьковского вдхр. (г. Рыбинск) 83,51 м.БС (-11 см за сутки) (ОЯниж. – 83,00
м.БС, ОЯверх.–90,0 м.БС);
Уровень Горьковского вдхр. (г. Ярославль) 83,45 м.БС (-4 см за сутки) (ОЯниж. – 82,50
м.БС, ОЯверх. – 88,0 м.БС);
Среднесуточный сброс с Угличского гидроузла – 110 куб.м/сек (холостой сброс 0
куб.м/сек).
Среднесуточный сброс с Рыбинского гидроузла – 180 куб.м/сек.
С учетом складывающихся гидрологических условий и водохозяйственной обстановки в
Волжско-Камском бассейне, предложений членов Межведомственной рабочей группы по
регулированию режимов работы водохранилищ Волжско-Камского каскада (заседание от
02.11.2024 в режиме ВКС), на период с 11.11.2024 по 10.12.2024 включительно устанавливаются
следующие режимы работы гидроузлов водохранилищ каскада:
Угличского — в режиме поддержания уровней воды в верхнем бьефе у плотины
гидроузла в пределах отметок 112.42-112.82 мБС без учета сгонно-нагонных ветровых явлений;
Рыбинского — до 20.11.2024 — средними за период сбросными расходами 650-700
куб.м/с, далее — средними за период сбросными расходами 400-450 куб.м/с;
Нижегородского — до 20.11.2024 средними за период сбросными расходами 1050-1100
куб.м/с, с учетом регламента формирования диспетчерских графиков нагрузки, далее —
средними за период сбросными расходами 850-900 куб.м/с.
Режимы подлежат оперативной корректировке в зависимости от складывающихся
гидрологических условий и водохозяйственной обстановки.
1.5. Лесопожарная обстановка:
За прошедшие сутки термические точки не зарегистрированы.
Всего с начала 2024 года:
- зарегистрированы 123 термические точки, из них 90 подтвердились как сжигание
мусора под присмотром, техногенные пожары, горение травы.
- зарегистрированы: 4 лесных пожара на площади 6,55 Га (Пошехонский, Мышкинский,
Рыбинский, Неокузский МР), 2 торфяных пожара на площади 0,63 Га (Мышкинский,
Большесельский МР).
На основании постановления Правительства области от 17.10.2024 №1066-п «О
признании утратившим силу постановления Правительства Ярославской области от 22.03.2024
№333-п», в связи с установившейся на территории Ярославской области устойчивой дождливой
погодой и пониженным классом пожарной опасности пожароопасный сезон завершен с 17
октября 2024 года.
1.6. Экзогенная обстановка:
За прошедшие сутки на территории Ярославской области экзогенных процессов не
зарегистрировано.
1.7. Сейсмическая обстановка:
За прошедшие сутки на территории Ярославской области сейсмической активности не
наблюдалось.
1.8. Гелиогеофизическая обстановка: на территории области в норме.
1.9. Техногенная обстановка:
Техногенные пожары: За прошедшие сутки на территории Ярославской области
зарегистрировано 2 техногенных пожара, без пострадавших. По отношению к предыдущим
суткам наблюдается уменьшение на 4. По состоянию на 14.00 текущих суток относительно
аналогичного периода прошлых суток по количеству пожаров наблюдается уменьшение на 1
(0/1).
ДТП: По данным ЦУКС ГУ МЧС России по Ярославской области за прошедшие сутки
личный состав пожарных и аварийно-спасательных формирований к ликвидации последствий
ДТП привлекался 1 раз, без пострадавших. По отношению к предыдущим суткам по количеству
ДТП наблюдается уменьшение на 1. По состоянию на 14.00 текущих суток относительно
аналогичного периода прошлых суток по количеству ДТП наблюдается уменьшение на 1 (0/1).
Происшествия на водных объектах: За прошедшие сутки на территории Ярославской
области происшествий не зарегистрировано.
Происшествия на железнодорожном транспорте: За прошедшие сутки на территории
Ярославской области происшествий не зарегистрировано.
Происшествия на воздушном транспорте: За прошедшие сутки на территории
Ярославской области происшествий не зарегистрировано.
Угрозы взрывов: За прошедшие сутки на территории Ярославской области
происшествий не зарегистрировано.
Обрушение зданий, сооружений и пород: За прошедшие сутки на территории
Ярославской области происшествий не зарегистрировано.
2. Прогноз возникновения происшествий (ЧС):
Опасные метеорологические явления: не прогнозируются.
Неблагоприятные метеорологические явления: не прогнозируются.
2.1. Природные и природно-техногенные ЧС:
1. Прогнозируется возникновение дорожно-транспортных происшествий на трассах
федерального и местного значения, нарушение с вероятностью 0,50 (источник ЧС и
происшествий – гололедица, гололед, осадки в виде снега, несоблюдение скоростного режима
водителями, ДТП с участием пешеходов). Наибольшее количество ДТП прогнозируется в
городских округах Ярославль, Рыбинск, Переславль – Залесский, для трассы М-8 «Холмогоры»
наиболее вероятны участки ДТП 128-144 км, 130-140 км (г.о.г. Переславль-Залесский), 161-192
км (Ростовский МР), для трассы Р-132 «Золотое кольцо» 20-56 км (Некрасовский МР). й), 161-
192 км (Ростовский МР), для трассы Р-132 «Золотое кольцо» 20-56 км (Некрасовский МР).
Погодные условия (гололедица, гололед, осадки в виде снега) могут повлиять на
увеличение вероятности данного риска, на территории области прогнозируется вероятность
возникновения ДТП выше среднемноголетних значений.
2. Прогнозируется вероятность гибели людей на водных объектах с вероятностью 0,20
(источник ЧС и происшествий – несоблюдение мер безопасности на водных объектах). Риск
вероятен на всех водных объектах Ярославской области;
3. Прогнозируется вероятность случаев травматизма среди населения с вероятностью
0,35 (источник происшествий – гололедица, гололед, осадки). Риск вероятен на всей территории
Ярославской области.
2.2. Техногенные источники происшествий (ЧС):
1. Прогнозируются бытовые пожары в зданиях жилого, социально-культурного и
бытового назначения с вероятностью 0,50 (источник ЧС и происшествий – понижение
температуры воздуха, использование неисправных обогревательных приборов, переход огня от
палов сухой растительности на дома и хозяйственные постройки, нарушение правил устройства и
эксплуатации газового и электрооборудования, неосторожность при курении и обращении с
огнем). Риск вероятен на всей территории Ярославской области.
2. Прогнозируются аварии на системах ЖКХ с вероятностью 0,50 (источник ЧС и
происшествий – отопительный период, большой процент износа водопроводных,
канализационных и тепловых сетей от 75 до 100%, износ оборудования, человеческий фактор,
отключение электроснабжения объектов энергетики (вторичный риск)). Наибольший риск
возникновения аварийных ситуаций возможен на территории Большесельского,
Борисоглебского, Брейтовского, Тутаевского, Любимского, Мышкинского, Некоузского,
Пошехонского районов и городских округов: Ярославль, Рыбинск и Переславль-Залесский, где
износ сетей составляет более 77%.
3. Прогнозируется возможность нарушения электроснабжения с вероятностью 0,50
(источник ЧС и происшествий – осадки в виде мокрого снега, гололед, увеличение нагрузки на
системы электроснабжения, износ линий электропередач до 85%). Наиболее сложная обстановка
может сложиться в Борисоглебском, Любимском, Мышкинском, Некоузском, Первомайском,
Пошехонском, Тутаевском, Ростовском районах и на территории городских округов Ярославль и
Переславль-Залесский, где износ линий электропередач составляет 70-85%.
4. Прогнозируется возникновение аварий на железнодорожном транспорте с
вероятностью 0,10 (источник ЧС и происшествий – несоблюдение людьми правил безопасности
возле ж/д объектов, а также ошибок диспетчеров и машинистов на территории области). Для
СЖД на территории Ярославской области наиболее вероятны участки Некоузский МР - 36 км (5-
7 пикеты), г.о.г. Переславль-Залесский - 161 км (8-10 пикеты), Некрасовский МР - 323 (6 пикет),
ж/д станция Ярославль-Главный (г.о.г. Ярославль).
5. Прогнозируются аварии, связанные со взрывом бытового газа с вероятностью 0,25
(источник ЧС и происшествий – неисправность газового оборудования), что может привести к
обрушению зданий. Наибольший риск возникновения аварийных ситуаций возможен в
г.о.г. Ярославль, г.о.г. Рыбинск, Ярославском МР.
6. Прогнозируются аварийные посадки (аварии) воздушных судов в связи с
прохождением местных авиалиний с вероятностью 0,10 (источник ЧС и происшествий –
нарушение правил управления воздушными судами). Наибольший риск возникновения
аварийных ситуаций возможен на территории аэропорта Туношна и аэропорта Левцово.
7. Прогнозируются аварии на магистральных газо- и нефтепроводах с вероятностью
0,10 (источник ЧС и происшествий – проведение ремонтных работ). Наибольший риск
возникновения аварийных ситуаций возможен на территории Ярославского, Рыбинского,
Мышкинского районов.
2.3. Биолого-экологические и социальные источники происшествий (ЧС):
Прогноз санитарно-эпидемиологической обстановки:
1. Прогнозируется вероятность обращений граждан в лечебно-профилактические
учреждения с симптомами ГРИППА и ОРВИ, а также случаев коронавирусной инфекции во всех
возрастных группах с вероятностью 0,30. Риск вероятен во всех муниципальных образованиях
Ярославской области.
Прогноз эпизоотической обстановки:
1. На территории области случаи заболеваний бешенством среди диких и домашних
животных прогнозируются на уровне среднемноголетних значений с вероятностью 0,10. Риск
вероятен во всех муниципальных образованиях Ярославской области.
3. Рекомендуемые превентивные мероприятия:
Главам муниципальных образований области:
1. организовать доведение данного прогноза и возможных ЧС (происшествий) до
руководителей и дежурных служб органов повседневного управления территориальных звеньев
РСЧС, социально-значимых объектов, населения;
2. организовать контроль за обстановкой на территории муниципальных образований
области и обеспечить готовность сил и средств к выполнению задач по предотвращению ЧС и
происшествий;
3. организовать и провести дополнительные инструктажи с руководителями социальнозначимых объектов, в том числе с круглосуточным пребыванием людей, объектов образования и
здравоохранения о соблюдении требований пожарной безопасности, обратив особое внимание
персонала на действия при возникновении пожара и на увеличение количества пожаров и
погибших по причине нарушения правил электробезопасности и эксплуатации
электрооборудования;
4. организовать ежедневный контроль за функционированием объектов энергетики,
ЖКХ и готовностью аварийно-восстановительных бригад муниципальных образований области к
реагированию на возникновение аварий;
5. организовать информирование населения через имеющиеся средства массовой
информации о правилах безопасного пользования газом в быту;
6. усилить контроль за состоянием социально-значимых объектов, обратить особое
внимание на объекты с круглосуточным пребыванием людей;
7. проверить наличие и готовность резервных источников электропитания, особое
внимание обратить на готовность резервных источников электропитания в лечебных
учреждениях, системах жизнеобеспечения, на потенциально опасных объектах экономики с
непрерывным производственным циклом;
8. в целях обеспечения безопасности граждан, снижения количества несчастных случаев
и гибели людей на водных объектах организовать патрулирования водных объектов, а также
усилить профилактическую, агитационно-пропагандистскую и разъяснительную работу;
9. при получении информации о неблагоприятных гидрометеорологических явлениях на
территории муниципальных образований организовать контроль обстановки и своевременное
доведение информации о возможности возникновения угрозы населённым пунктам и объектам
экономики, обеспечить готовность сил и средств к выполнению задач по предотвращению ЧС с
соответствующим докладом в ЦУКС ГУ МЧС России по Ярославской области;
10. обеспечить размещение прогнозной информации на сайтах администраций
муниципальных образований;
11. организовать постоянный контроль за уровнем воды на р. Волга и малых реках
бассейна Горьковского, Рыбинского и Угличского вдхр.;
12. проверить готовность пунктов временного размещения;
13. при необходимости, организовать работу по обработке реагентами прилегающих
территорий;
14. установить (обновить) информационные стенды, баннеры с информацией для
населения о соблюдении требований пожарной безопасности;
15. при ухудшении обстановки провести внеочередные заседания КЧС и ОПБ
муниципального образования, при наличии оснований ввести соответствующий режим
функционирования для органов местного самоуправления, принять первоочередные
мероприятия, направленные на защиту населения и территорий от воздействия негативных
факторов чрезвычайных ситуаций, организовать работу оперативных групп КЧС и ОПБ
муниципальных образований.
Дежурной смене Ярославского ЦГМС - филиала ФГБУ «Центральное УГМС»
1. организовать информирование органов местного самоуправления муниципальных
образований Ярославской области и ЦУКС ГУ МЧС России по Ярославской области о текущей
метеорологической и гидрологической обстановке в соответствии с заключенными
соглашениями, а также детализировать прогностическую информацию о вероятности
возникновения ЧС (происшествий) и ожидаемых параметрах метеорологических явлений с
детализацией информации для каждого муниципального района и информирование ЦУКС ГУ
МЧС России по Ярославской области о текущей обстановке.
Филиалу ПАО «Россети Центра — Ярэнерго»:
1. организовать доведение до подчиненных организаций и объектов энергетики данного
прогноза;
2. проверить готовность к работе объектов энергетики и их обслуживающего персонала,
при необходимости, провести комплекс мероприятий по их устойчивому функционированию;
3. провести проверку и обеспечить готовность аварийно-восстановительных бригад,
материальных средств для ликвидации аварий, а также резервных источников электропитания;
4. особое внимание уделить бесперебойному электроснабжению социально-значимых
объектов и объектов жизнеобеспечения населения;
5. при необходимости перевести силы и средства в режим повышенной готовности.
Министерству жилищно-коммунального хозяйства:
1. организовать доведение до подчиненных организаций данного прогноза;
2. организовать проведение мероприятий по устойчивому функционированию объектов
топливно-энергетического комплекса;
3. обеспечить готовность аварийно-восстановительных бригад, материальных средств
для ликвидации аварий;
4. особое внимание уделить бесперебойному электроснабжению социально-значимых
объектов и объектов жизнеобеспечения населения;
5. при необходимости перевести силы и средства в режим повышенной готовности.
Министерству дорожного хозяйства:
1. организовать доведение до подведомственных организаций и структурных
подразделений данного прогноза;
2. проверить готовность к работе резервной техники и ее обслуживающего персонала,
при необходимости, провести комплекс мероприятий по ее устойчивой работе;
3. обеспечить надлежащее состояние дорожной сети и тротуаров на подведомственной
территории;
4. спланировать необходимый запас реагентов и песчано-соляной смеси;
5. при необходимости перевести силы и средства в режим повышенной готовности.
Ярославскому отделению СЖД Филиала ОАО «РЖД»:
1. в ежедневном режиме проводить мероприятия согласно плану по подготовке объектов
путевого хозяйства Северной дирекции инфраструктуры;
2. организовать проведение профилактических мероприятий с населением по правилам
поведения в непосредственной близости к ж/д объектам.
Территориальному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по Ярославской области, Государственной ветеринарной
службе Ярославской области:
1. проводить профилактику заболеваний бешенством людей, организовать разъяснение
населению необходимости своевременного обращения в медицинские учреждения в случае укуса
человека животным;
2. проводить разъяснительную работу среди населения об опасности заболевания
бешенством и мерах его предупреждения.
Отделу безопасности людей на водных объектах ГУ МЧС России по Ярославской
области и Центру государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по
Ярославской области
1. организовать патрулирование на водных объектах в целях снижения несчастных
случаев и гибели людей на воде;
Роспотребнадзору, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по Ярославской области:
1. принять меры для обеспечения лабораторной диагностики гриппа и ОРВИ и
успешного выделения респираторных вирусов. Обеспечить качественный отбор и надлежащие
условия транспортирования материала от больных;
2. обеспечить ежедневный мониторинг за заболеваемостью и госпитализацией больных
гриппом и ОРВИ;
Начальникам местных пожарно-спасательных гарнизонов:
1. совместно с сотрудниками территориальных подразделений надзорной деятельности,
сотрудниками УМВД России по Ярославской области усилить работу по профилактике пожаров,
гибели и травматизма людей при них в жилом секторе и на объектах с массовым пребыванием
людей;
2. совместно с территориальными органами исполнительной власти и подразделениями
ГИБДД организовать и провести мероприятия по предупреждению возникновения ЧС и
аварийных ситуаций на автомобильных трассах. Организовать патрулирования оперативными
группами на опасных участках федеральной автомобильной трассы;
Отделу информационного сопровождения оперативных событий и ОКСИОН ЦУКС ГУ
МЧС России по Ярославской области
с помощью ТК ОКСИОН организовать разъяснительную работу среди населения:
по соблюдению правил дорожного движения и соблюдению водителями скоростного
режима;
на тему профилактики пожаров (о правилах безопасной эксплуатации газовых плит, пути
эвакуации и т.п.);
о правилах поведения при утечке газа;
о правилах поведения на железной дороге;
о правилах поведения на водных объектах.
При возникновении предпосылок ЧС и происшествий, немедленно принимать меры к их
ликвидации и информировать старшего оперативного дежурного ЦУКС ГУ МЧС России по
Ярославской области (т. 4852-79-08-94).
Данный прогноз может быть скорректирован в экстренных предупреждениях Главного
управления МЧС России по Ярославской области.