Держать под контролем такой важный вопрос, как пожарная безопасность, нести ответственность за человеческие жизни – это бремя, которое под силу далеко не каждому. Наш собеседник работает в пожарном надзоре более 20 лет, а если обратиться к истории его семьи, то их общий стаж пожарной службы около 150 лет! О том, как сложить опыт, знания, мудрость, профессионализм и получить в итоге слаженную качественную работу большого коллектива, о проблемах и их решениях, да и просто об интересной и любимой работе нам рассказал начальник Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ярославской области Евгений Шумилов.
- В регионах сейчас активно создаются органы, уполномоченные на ведение регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС. Евгений Анатольевич, в Ярославской области как ведется работа в этом направлении?
- На территории Ярославской области федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет Главное управление МЧС России по Ярославской области, региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций – департамент региональной безопасности Ярославской области.
Правительством Ярославской области приняты нормативные правовые акты, устанавливающие порядок осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, утвержден административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению
регионального государственного надзора по этому направлению.
Мы по-прежнему занимаемся проверками исполнения требований федерального законодательства в области пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, организаций, входящих в состав функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; организаций, эксплуатирующих критически важные объекты или потенциально опасные объекты и т.д.
Проверки иных объектов надзора, в том числе органов местного самоуправления, входят в компетенцию департамента региональной безопасности.
Административно Ярославская область делится на 17 районов: Большесельский, Борисоглебский, Брейтовский, Гаврилов-Ямский, Даниловский, Любимский, Мышкинский, Некоузский, Некрасовский, Первомайский, Переславский, Пошехонский, Ростовский, Рыбинский, Тутаевский, Угличский, Ярославский. В области насчитывается 11 городов, 3 из которых административно выделены в самостоятельные городские округа (Ярославль, Переславль-Залесский, Рыбинск).
- Очень остро стоит вопрос обеспечения пожарной безопасности социально-значимых объектов. Есть ли в нашем регионе положительная динамика в работе в данном направлении?
- В первую очередь, отмечу, что 100% учреждений в Ярославской области оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. Сигнал о возгорании поступает на пульт ближайшего подразделения пожарной охраны без участия работников объекта.
На ряде объектов автоматическую пожарную сигнализацию обслуживает ярославское ВДПО. И работают качественно. Вот свежий пример: 12 января этого года в здании муниципального детского сада в Переславле-Залесском ночью произошел пожар. В результате загорания закопчено спальное помещение на втором этаже здания площадью 47 м2. Причиной послужило оставление без присмотра, включенного в электрическую сеть электронагревательного прибора. Раннему обнаружению и своевременной ликвидации возгорания способствовала передача сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть № 28 ФГКУ «4 отряд федеральной противопожарной службы по Ярославской области» по радиоканальной системе передачи извещений о пожарах, которую как раз и обслуживает ВДПО.
Несмотря на то, что автоматикой объекты защищены, проблемные вопросы все-таки остаются. В частности, на территории области расположено 2 объекта с низкой устойчивостью при пожаре. И к ним обращено наше пристальное внимание. Один из них - психоневрологический интернат в Угличском районе. Нам удалось добиться перевода маломобильных пациентов в корпус, имеющий высокую степень пожарной защиты. Кроме того, на территории интерната создана добровольная пожарная дружина.
Аналогичный пример - Кривецкий специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов в Мышкинском районе. С начала 2016 г. на объекте увеличено количество первичных средств пожаротушения. Тренировки по эвакуации проводятся с увеличенной интенсивностью, постоянно проводятся инструктажи с пациентами и персоналом. А самое главное – идет строительство нового спального корпуса на 90 мест, который будет полностью соответствовать требованиям комплексной безопасности.
На территории Ярославской области расположено 224 объекта (142 учреждения) системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей, из них: 51 объект (46 учреждений) органов социальной защиты, 125 объектов (50 учреждений) здравоохранения, 48 объектов (46 учреждений) образования. Общая численность персонала и людей (пациентов) в указанных учреждениях составляет более 10000 человек.
- Не за горами начало пожароопасного периода. Это время особенно напряженной работы для инспекторов надзорной деятельности. Не допустить, предотвратить… а сколько сил вложено в эти слова?
- Да, к предстоящему пожароопасному периоду мы готовимся очень серьезно. Ежегодно, в период проведения месячника пожарной безопасности, проводятся мероприятия по усилению готовности органов местного самоуправления к реализации мероприятий по подготовке к пожароопасному периоду. В 2017 году начало проведения месячника запланировано на апрель.
Конечно, головная боль – это земли сельхозназчения, дачные массивы, примыкающие к лесам, к ним всегда особое внимание. Необходимо обновление минерализованных противопожарных полос, обследование источников пожарного водоснабжения, проведение профилактической работы с населением: сходы, инструктажи, подворовые обходы. В этом году мы делаем ставку на старост, они наши непосредственные помощники в вопросах пожарной профилактики – ближе всего к населению, лично знают каждого и радеют за безопасность.
Большая работа предстоит и с районными администрациями. Совместно разрабатываются изменения в муниципальные целевые программы по обеспечению пожарной безопасности.
В период пожароопасного периода 2016 года органами ГПН составлено 119 протоколов об административных правонарушениях за нарушения требований пожарной безопасности, связанных с нарушением порядка выжигания сухой травянистой растительности (АППГ 2015 год – 88 протокола), из них: в отношении граждан – 115 (АППГ 2015 – 81), должностных лиц – 4 (АППГ 2015 -6).
Нашим сотрудникам удалось выявить и привлечь к уголовной ответственности гражданина, виновного в возникновения лесного пожара. В результате неконтролируемого сжигания мусора на дачном участке в Некрасовском районе огонь перешел в лесной массив и уничтожил 4,9 Га леса. Ущерб от пожара составил более 80 тысяч рублей.
Это действительно редкие случаи, когда удается изобличить виновника. Нашим инспекторам удалось. Виновному в совершении преступления было назначено наказание в виде 1 года исправительных работ с удержанием в доход государства 10% заработной платы.
- Большое внимание сейчас уделяется вопросу обеспечения комплексной безопасности жилищного фонда. Усилен контроль за состоянием внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Расскажите, как вы участвуете в этой работе?
- Безопасность, связанная с использованием газового оборудования, не перестает быть актуальной. Очень часто мы слышим сообщения о том, что в очередной раз где-то обрушился дом или произошел крупный пожар в результате взрыва бытового газа. Резонансный случай произошел и в Ярославле в прошлом году. Семь человек погибло, в том числе двое детей, десятки людей остались без жилья. В нашей области в сельской местности из-за экономических причин нарушено центральное снабжение газом многоквартирных домов через газгольдеры, что приводит к использованию газа в баллонах и очень часто с нарушениями. Все эти примеры ясно говорят о необходимости организации государственного контроля.
В соответствии с Указом губернатора Ярославской области «Об усилении контроля за состоянием внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» на территории области на постоянной основе действуют комиссии по контролю за состоянием дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов, газового оборудования в квартирах. В состав этой комиссии также входят сотрудники Главного управления МЧС России по Ярославской области и подчинённых подразделений. Главным управлением оказывается помощь Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области, заключено соглашение о взаимодействии.
Наши сотрудники совместно с органами социальной защиты и правоохранительными органами обследуют места проживания социально не адаптированных лиц, уделяя особое внимание многодетным семьям данной категории.
Вся эта работа, направленная на предупреждение чрезвычайных ситуаций при использовании газового оборудования, безусловно, дает свои результаты.
- 2016 год стал значимым и переходным для надзорной деятельности: много нововведений было со стороны Министерства, не обошлось без оптимизации численности инспекторского состава.
- Действительно, с 1 апреля 2016 года в соответствии с директивой МЧС России штатная численность УНД и ПР составляет 88 человек (в том числе, 22 дознавателя). Для сравнения, в конце 2014 года у нас работало 134 человека (из них 28 дознавателей). А с учетом того, что на территории нашей области большое количество промышленных предприятий – а это объекты особого риска, справляться с таким объемом, конечно, непросто. При таком порядке обеспечения безопасности большая роль возлагается на саморегулирование в поднадзорной сфере.
Ярославская область относится к числу наиболее развитых в промышленном отношении субъектов РФ. Всего в области насчитывается 368 крупных и средних промышленных предприятий. Наибольшее количество промышленных предприятий расположено в г. Ярославле (128 единиц), г. Рыбинске (55 единиц), и г. Переславле-Залесском (30 единиц).
Подготовка плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год осуществлялась именно с учетом применения этого новшества. Основное внимание при планировании проверок, безусловно, уделялось объектам высокого риска – образования, здравоохранения, социальной сферы, детским оздоровительным лагерям – их в нашей области более 1200.
Всего на территории Ярославской области расположено более 12000 объектов защиты, поднадзорных государственным инспекторам по пожарному надзору, в том числе около 1600 объектов здравоохранения, образования, социальной сферы, 1445 опасных производственных объектов, 77 потенциально опасных объектов, в том числе: химически опасных – 17, взрыво-, пожароопасных – 57, гидротехнических сооружений – 5 (2 объекта одновременно являются химически и взрывопожароопасными), 208 объектов жизнеобеспечения, 73 населенных пункта, подверженных угрозе возникновения лесного пожара.
- Жизнь не стоит на месте, постоянные новшества, реформы в законодательстве и т.д. Как все это отражается на работе? На чём Вы, прежде всего, акцентируете внимание?
- Наша главная ценность сейчас – это кадровый состав. Произошло значительное омоложение личного состава – именно на них мы делаем ставку. Важно научить работать молодежь, передать накопленный опыт. Не секрет, что инспекторам пожарного надзора зачастую приходится добиваться исполнения требований пожарной безопасности руководителями объектов. Молодежи нужно понять специфику работы с прокуратурой, следственным комитетом, научиться защищать интересы граждан в судебных органах. Важно постоянно повышать свой профессиональный уровень и, перефразируя А.В. Суворова – добиваться результата не числом, а умением.
Наша работа с каждым годом все больше связана с большим документооборотом: отчеты, совещания, селектора на всех уровнях, что занимает массу времени и затрудняет работу в «реальном секторе». Эта проблема существовала всегда, но были инициативы на федеральном уровне по предоставлению с мест только квартальной отчетности. Также мы очень ждем изменений в законодательстве, которые снизят бумажное и электронное делопроизводство, которое зачастую дублирует друг друга.
Кроме того, наряду с профессионализмом мне, как руководителю, необходимо поддерживать благоприятный морально-психологический климат в коллективе. Это и легко, и трудно одновременно. Каждый человек личность, у каждого свои проблемы, но и служебные обязанности ставить на второе место нельзя. Поэтому моя задача правильно организовать работу, расставить акценты. В этой тонкой сфере я, конечно, пользуюсь опытом моей семьи. Я пятый в нашей профессиональной династии, которую начал мой дед Гогин Андрей Андреевич в 1948 году, поступив на службу в пожарную команду. С 1968 года в пожарную охрану пришел мой отец Шумилов Анатолий Михайлович, затем в 1979 году дядя и мама – все прослужили от 20 до 50 лет, так что на сегодняшний день общий стаж работы нашей семьи 143 года.
- С какими проблемами Вы часто сталкиваетесь в работе? Есть ли какие-то наболевшие, острые вопросы?
- Если посмотреть анализ статистики по пожарам, то их основной причиной является неосторожное обращение с огнем и другими источниками опасности. В данном направлении возмущает отношение людей к собственной безопасности и безопасности родных и близких. Если при работе с детьми у нас еще есть надежда до них достучаться, убедить, то в работе со взрослыми все сложнее, хотя по логике должно быть наоборот. Часто профилактические меры дают слабый эффект, и тогда необходимо обеспечивать принцип неотвратимости наказания, применяя административную практику. Классический пример – ежегодный массовый «психоз» по сжиганию сухой травы, который ничего кроме негатива для природы и людей не несет. Каждый год выжженная земля, сгоревший дома и ровно через год то же самое.
Если говорить о юридической сфере, то и здесь свои нюансы и «конфликты». Яркий пример – «борьба» законов «О пожарной безопасности» и «Об объектах культурного наследия». В Ярославле эту «битву» мы ведем постоянно. Древний город имеет множество памятников архитектуры, вся центральная часть Ярославля - территория объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Поэтому с одной стороны – необходимость обеспечения безопасности граждан, с другой – сохранение памятника, как уникального объекта. И очень часто мы сталкиваемся с тем, что вопросы безопасности «проигрывают» культурному наследию. Хотя лично мне, как гражданину не понятно, почему расширить дверь или сделать второй выход в школе или детском саду, музее, расположенным в зданиях с «охранной грамотой» нельзя, а сделать магазин, ресторан, аптеку и прорубать двери вместо окон на объектах с аналогичным статусом – нет проблем.
В Ярославской области находится более 5000 памятников истории и культуры. Исторический центр Ярославля в 2005 г. вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все 11 городов Ярославской области, а также поселок Борисоглебский и село Великое являются историческими населенными пунктами. Их сохранившиеся архитектурные комплексы имеют большое научное, культурное и эстетическое значение. Спасо-Преображенский собор Переславля-Залесского является древнейшим зданием центральной России.
- Есть ли у вас союзники в борьбе с пожарами?
- Безусловно. Особенно хочу отметить и высказать слова благодарности нашим главным помощникам – общественным организациям. Особенно тесно мы сотрудничаем с ВДПО и Россоюзспасом. Там всегда работают неравнодушные люди, радеющие за пожарную безопасность. Постоянные занятия с детьми всех возрастов, праздники, организация пожарных эстафет, соревнований по пожарно-прикладному спорту, работа в детских оздоровительных лагерях, участие в ежегодных масштабных социальных акциях – вот лишь малая часть нашей совместной работы.
Кроме того, нашим Главным управлением планомерно ведется работа по организации пожарных подразделений по прикрытию «белых пятен» на карте области, которые образовались после ликвидации объектовых пожарных частей и добровольных пожарных команд. Одно из значительных достижений – организация 4 пожарных частей в г. Ярославле и …. в сельской местности. Надо сказать, что это всегда было непросто и, уверен, многие руководители, работающие на земле, меня поймут. Все знают, каких усилий стоит решение подобных вопросов.
Мне хотелось бы отметить, что за годы работы я ни разу не усомнился в том, что наша служба, я имею в ввиду ведомство в целом, самая нужная и востребованная.