КРАТКОСРОЧНЫЙ НЕДЕЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
I. Обстановка за прошедшую неделю на территории
Ярославской области в период
с 26 ноября по 2 декабря 2024 г.
1.1. Чрезвычайные ситуации
Чрезвычайных ситуаций не произошло (далее - ЧС).
1.2. Метеорологическая обстановка
За прошедшую неделю опасные метеорологические явления не
прогнозировались, но наблюдались. Температурный режим характеризовался
температурой воздуха на 1-2 гр. выше нормы и составил от -4 до + 3 гр.
Прогнозировалась погода с переменной облачностью преимущественно
снежно-дождливая. Прогноз оправдался почти полностью — отмечались
негативные последствия в виде гололедицы на дорогах.
1.3. Биолого-социальная обстановка
По данным Управления Роспотребнадзора по Ярославской области
санитарно-эпидемиологическая обстановка стабильная. Проводятся
профилактические противоэпидемические мероприятия по гриппу, по другим ОРЗ
и инфекционным заболеваниям.
1.4. Гидрологическая обстановка
По состоянию на 07.00 (мск) 3.12.2024 на территории Ярославской области
подтопления не прогнозируются. Наблюдается низкий уровень воды в Рыбинском
водохранилище. Ведётся постоянный мониторинг обстановки.
По другим водным объектам гидрологическая обстановка развивается в
соответствии с прогнозом.
1.5. Лесопожарная обстановка
На территории Ярославской области установлен I класс пожарной
опасности.
За отчётный период на территории области очагов лесных и природных
пожаров не зарегистрировано.
Всего с начала пожароопасного периода 2024 года на территории области
зарегистрировано 6 очагов природных пожаров общей площадью 7,18 га.
1.6 Радиационно-химическая и бактериологическая обстановка
По данным учреждений СНЛК Ярославской области химическая и
бактериологическая обстановка на территории региона в норме, радиационная
обстановка стабильная, случаев превышения фоновых значений нет.
2
Естественный средний радиационный фон по области и в г. Ярославле
составляет– 0,08 - 0,09 мкЗв/ч.
1.7 Геомагнитная обстановка
Геомагнитная обстановка в норме. За прошедшую неделю отмечались
незначительные геомагнитные возмущения до 2 баллов.
1.8 Геологическая обстановка
Геологическая обстановка в норме. За неделю опасных событий не
произошло.
1.9 Обстановка на системах ЖКХ и электроснабжения
ЧС на объектах ЖКХ не зарегистрировано.
1.10 Обстановка по техногенным пожарам
За прошедшую неделю с 26 ноября по 2 декабря 2024 г. на территории
Ярославской области произошло 24 техногенных пожара. Погибших — 1 человек.
Травмировано 4 человека, спасено - 41 человек.
1.11 Обстановка по дорожно-транспортным происшествиям
За прошедшую неделю с 26 ноября по 2 декабря я 2024 г. на территории
области для ликвидации последствий ДТП пожарно-спасательные подразделения
привлекались 8 раз, погибло 3 человека, травмировано - 3 человека.
1.12 Обстановка на водных объектах
За прошедшую неделю с 26 ноября по 2 декабря 2024 г. на водных объектах
Ярославской области происшествий не зарегистрировано.
1.13. Оправдываемость недельного прогноза
Прогноз за прошедшую неделю оправдался на 96%.
II. Прогноз чрезвычайных ситуаций
2.1. Метеорологическая обстановка
Опасные метеорологические явления не прогнозируются.
Прогноз погоды на предстоящие 7 суток (с 3 по 9 декабря 2024 года): на
территории Ярославской области ожидается преимущественно облачная погода
временами снег, снег с дождём. Температура воздуха в дневные часы от + 1 до - 4
гр., в ночные часы от- 1 до - 7 градусов. Ветер умеренный, преимущественно
южный, юго-западный, западный 2 – 6 м/с при перемене давления с порывами до
15 -18 м/с.
Детализация прогноза будет уточняться в ежедневном режиме по данным
спутникового мониторинга и прогноза метеорологической обстановки по данным
учреждений Ярославского ЦГМС - филиала ФГБУ «Центральное УГМС».
3
2.2. Природные и природно-техногенные источники происшествий
(ЧС)
Сохраняется вероятность возникновения происшествий, связанных с
нарушением электроснабжения, повреждением (обрывом) ЛЭП из-за вибраций
проводов, вызванных слабым ветром, налипанием мокрого снега на проводах
ЛЭП, нарушениями в работе систем ЖКХ и энергетики. Особое внимание
обращено на территорию 4-х МР это — Ярославский, Угличский, Мышкинский,
Брейтовский и Некоузский МР.
Наиболее сложная обстановка может сложиться в Борисоглебском,
Любимском, Мышкинском, Некоузском, Первомайском, Пошехонском,
Тутаевском, Ростовском районах и на территории городских округов Ярославль и
Переславль-Залесский, где износ линий электропередач составляет 70-85%.
Повышается вероятность ДТП на автотрассах федерального,
регионального и местного значения, связанных с обледенением дорожного
полотна в ночные и утренние часы и из-за несвоевременной обработки его
противоскользящими реагентами или песком особенно на участках с
ограниченной видимостью и на автотрассах М-8 и Р-152, и на ж/д переездах.
Вероятность гибели людей на водных объектах области уменьшается
вплоть до образования первого льда на водоёмах.
2.3. Техногенные источники происшествий (ЧС)
На всей территории области высокая вероятность:
- возникновения техногенных пожаров, связанных с несоблюдением
правил пожарной безопасности и неосторожным обращением с огнём;
- отравления людей угарным газом при несоблюдении правил безопасного
использования печного отопления;
- травматизма и гибели людей при взрывах бытового газа в жилых домах
из-за несоблюдения правил эксплуатации газового оборудования. Наибольший
риск возникновения аварийных ситуаций возможен в г.о.г. Ярославль,
г.о.г. Рыбинск, Ярославском МР.
Во всех муниципальных районах области существует вероятность (на
уровне среднемноголетних значений) возникновения аварийных отключений
(происшествий) при эксплуатации объектов ЖКХ (водопроводных и
канализационных сетей, водозаборных насосов). Источник ЧС – износ
оборудования (износ систем ЖКХ свыше 60%), несоблюдение правил
эксплуатации оборудования.
Прогнозируется возможность возникновение аварий и ЧС на Северной
железной дороге, в том числе с участием железнодорожного транспорта.
На территории Ярославской области наиболее опасны участки в
Некоузском МР - 36 км (5-7 пикеты), в районе г.о.г. Переславль-Залесский - 161
км (8-10 пикеты), в Некрасовском МР - 323 (6 пикет), на ж/д станциях ЯрославльГлавный и Московский вокзал (г.о.г. Ярославль).
Существует вероятность аварийных посадок (аварий) воздушных судов на
аэродромы Туношна и Левцово.
4
Прогнозируются аварии на магистральных газо- и нефтепроводах.
Наибольший риск возникновения аварийных ситуаций возможен на территории
Ярославского, Рыбинского, Мышкинского районов.
Сохраняется незначительный риск аварий технических речных судов, так
как с 25.11.2024 в Ярославской области навигация речных судов завершена.
Так же сохраняется риск техногенных аварий на крупных промышленных
объектах области из-за взрывов прилетающих беспилотников ВСУ.
2.4. Биолого-социальная обстановка
Повышается вероятность обращений граждан в лечебно-профилактические
учреждения с симптомами ГРИППА, других ОРВИ и случаев, постоянно
мутирующей коронавирусной инфекции во всех возрастных группах. Риск
вероятен во всех муниципальных образованиях Ярославской области.
Риск заболеваний бешенством среди диких и домашних животных с
наступлением низких температур на территории области снижается, но вероятны
случаи на уровне среднемноголетних значений.
III. Рекомендованные превентивные мероприятия
Главам муниципальных образований области:
1. Организовать доведение данного прогноза и возможных ЧС
(происшествий) до руководителей и дежурных служб органов повседневного
управления территориальных звеньев РСЧС, социально-значимых объектов,
населения;
2. На территории муниципальных образований области обеспечить
готовность сил и средств к выполнению задач по предотвращению и
недопущению ЧС и происшествий техногенного и природного характера;
3. Обеспечить своевременную очистку и другие профилактические работы
по профилактике дренажной системы, ливневой канализации, водопропускных
труб и водоотводных канав;
4. Осуществлять плановый контроль за состоянием социально-значимых
объектов, в том числе с круглосуточным пребыванием людей и особенно детей,
объектов образования и здравоохранения. Контролировать проведение плановых,
внеплановых и дополнительных инструктажей с руководителями и персоналом,
указанных объектов:
- по соблюдению требований пожарной безопасности, обратив особое
внимание на действия персонала при возникновении пожара (применение
огнетушителей, самоспасателей, порядок эвакуации людей);
- по правилам электробезопасности и эксплуатации электрооборудования;
- по безопасному поведению людей и особенно детей на водных объектах;
- по действиям персонала и детей при обнаружении подозрительных
предметов, беспилотных летательных аппаратов;
5
- по действиям жителей и гостей Ярославской области по сигналам
«Внимание всем» «Воздушная тревога» и другим сигналам по гражданской
обороне.
5. Постоянно контролировать функционирование объектов энергетики и
ЖКХ, готовность аварийно-восстановительных бригад к реагированию на
возникновение аварий;
6. Повысить уровень информирования населения через имеющиеся
средства массовой информации о правилах безопасного пользования газом в
быту;
7. Проверить наличие и готовность резервных источников электропитания
с проверкой заряда аккумуляторных батарей, особое внимание обратить на
готовность резервных источников электропитания систем жизнеобеспечения в
лечебных учреждениях, на потенциально опасных объектах экономики с
непрерывным производственным циклом;
8. В целях обеспечения безопасности граждан, снижения количества
несчастных случаев и гибели людей на водных объектах организовать
патрулирования водных объектов, постоянно проводить профилактическую,
агитационно-пропагандистскую и разъяснительную работу по безопасному
поведению людей на водных объектах;
9. При получении информации о возможности возникновения угрозы жизни
людей, населённым пунктам, объектам экономики обеспечить готовность сил и
средств к выполнению задач по предотвращению ЧС, а в случае их возникновения
– к уменьшению негативных последствий ЧС с соответствующим докладом в
ЦУКС ГУ МЧС России по Ярославской области.
В случае необходимости провести внеочередные заседания КЧС и ОПБ
муниципального образования, при наличии оснований ввести соответствующий
режим функционирования для органов местного самоуправления, принять
первоочередные мероприятия, направленные на защиту населения и территорий
от воздействия негативных факторов чрезвычайных ситуаций, организовать
работу оперативных групп КЧС и ОПБ муниципальных образований.
10. Обеспечить размещение прогнозной информации на сайтах
администраций муниципальных образований;
11. Осуществлять постоянный контроль за уровнем воды на р. Волга и
малых реках бассейна Горьковского, Рыбинского и Угличского водохранилищ;
12. Обеспечить готовность пунктов временного размещения к приёму
эвакуированных людей. Обеспечить контроль за пожарной безопасностью в ПВР,
наличие питания, особое внимание обратить на работоспособность систем
противопожарной защиты, исправностью систем теплоснабжения, отопления и
теплогенерирующих установок, в том числе соблюдение санитарноэпидемиологических норм;
13. Проводить превентивные мероприятия по недопущению возгораний на
полигонах ТБО;
14. Выявлять и определять собственников неиспользуемых
(необрабатываемых) земельных участков, заброшенных строений и проводить с
6
ними разъяснительную работу о необходимости расчистки от сухой травянистой
растительности, горючего мусора и о запрете выжигания сухой растительности;
15. Установить (обновить) информационные стенды, баннеры с
информацией для населения:
- о соблюдении требований пожарной безопасности на природе и особенно
в лесу;
- о выполнении правил пожарной безопасности в зданиях и сооружениях;
- об опасных местах на водных объектах;
- о запрете купания в запрещённых местах;
- о соблюдении правил безопасного поведения людей на водных объектах;
- по действиям при обнаружении подозрительных предметов, беспилотных
летательных аппаратов;
- о действиях по сигналам «Внимание всем», «Воздушная тревога» и другим
сигналам гражданской обороны.
16. Организовать обучение неработающего населения действиям по
сигналам «Внимание всем», «Воздушная тревога» и другим сигналам
гражданской обороны, в том числе по вопросам: где находятся ближайшие
защитные сооружения, где располагаются СЭПы (постановление Правительства
РФ от 22.06.2024), какие личные вещи брать с собой по различным сигналам ГО
при эвакуации, как и чем оказывать первую помощь пострадавшему по
различным видам травм и отравлениям АХОВ, кто отвечает за сохранность
имущества в домах и квартирах в случае эвакуации населения и т.д. и т.п.
17. В связи с понижением среднесуточных температур обеспечить
готовность мобильных и стационарных пунктов обогрева и питания, резервных
источников питания, готовность сил и средств.
18. Провести детализированный прогноз опасных и неблагоприятных
метеорологических явлений, при возникновении рисков ухудшения обстановки на
автомобильных дорогах организовать своевременное проведение превентивных
мероприятий.
Дежурной смене Ярославского ЦГМС - филиала ФГБУ «Центральное
УГМС»
1. Информировать органы местного самоуправления муниципальных
образований Ярославской области и ЦУКС ГУ МЧС России по Ярославской
области о текущей метеорологической и гидрологической обстановке в
соответствии с заключенными соглашениями, а также детализировать
прогностическую информацию о вероятности возникновения ЧС (происшествий)
и ожидаемых параметрах метеорологических явлений с детализацией
информации для каждого муниципального района и информирование ЦУКС ГУ
МЧС России по Ярославской области о текущей обстановке.
Филиалу ПАО «Россети Центр» — «Ярэнерго»:
1. Организовать доведение до подчинённых организаций и объектов
энергетики данного прогноза;
7
2. Обеспечить качественную работу объектов энергетики и их
обслуживающего персонала, при необходимости, провести комплекс
мероприятий по их устойчивому функционированию;
3. Обеспечить постоянную готовность аварийно-восстановительных бригад,
материальных средств для ликвидации аварий, а также резервных источников
электропитания;
4. Обеспечить бесперебойное электроснабжению социально-значимых
объектов и объектов жизнеобеспечения населения;
5. При необходимости перевести силы и средства в режим повышенной
готовности;
6. Проводить работы по замене критически изношенных элементов
электроснабжения, в том числе проводов ЛЭП, не дожидаясь их внезапных
обрывов.
7. Проводить другие необходимые работы и превентивные мероприятия по
защите проводов от обрывов и опор ЛЭП от разрушений в зимний период.
8. Начать проводить подготовку техники для экстренных выездов в зимний
период для восстановления работы ЛЭП при обрыве проводов и в случае их
разрушений.
Министерству жилищно-коммунального хозяйства:
1. Организовать доведение до подчиненных организаций данного прогноза;
2. Продолжать проведение мероприятий по устойчивому
функционированию объектов топливно-энергетического комплекса;
3. Обеспечить постоянную готовность аварийно-восстановительных бригад,
материальных средств для ликвидации аварий;
4. Уделить особое внимание бесперебойному электроснабжению социальнозначимых объектов и объектов жизнеобеспечения населения;
5. При необходимости перевести силы и средства в режим повышенной
готовности.
6. Провести проверку техники (наличие ГСМ, ремкомплекта,
специнструмента), предназначенной для обеспечения бесперебойного
электроснабжения в зимний период.
Министерству дорожного хозяйства:
1. Организовать доведение до подведомственных организаций и
структурных подразделений данного прогноза;
2. Производить постоянные проверки готовности к работе резервной
техники и обслуживающего её персонала. При необходимости провести
мероприятия по её устойчивой работе;
3. Обеспечить надлежащее состояние дорожной сети и тротуаров на
подведомственных территориях в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-
2017;
4. При необходимости перевести силы и средства в режим повышенной
готовности.
8
5. Обеспечить содержание дорожного полотна для безопасного
использования в зимний период (работоспособность спецтехники для работы в
зимний период, установка ёмкостей с песчано-солевыми и/или другими смесями
на потенциально опасных участках дорог (виадуки, ж/д переезды, виражи и
повороты, подъёмы и склоны, подъезды к перекрёсткам, развилкам дорог и т. д.)
6. Обеспечить готовность ПВР у дорог к приёму людей.
Министерству лесного хозяйства и природопользования Ярославской
области
1. В муниципальных районах с III - IV классами пожарной опасности, в
лесах по условиям погоды, рекомендуется организовать:
- наземное патрулирование лесов осуществлять не менее одного раза в
период с 11 до 17 часов на лесных участках, отнесенных к I - III классам
природной пожарной опасности лесов, а также в местах проведения огнеопасных
работ и в местах массового отдыха граждан;
- осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных
наблюдательных пунктах, не оборудованных автоматическими системами
наблюдения, осуществлять в 10,13,16,19 часов ежедневно;
- пожарным командам, не занятым на тушении пожаров, находиться
постоянно с 11 до 17 часов в местах дежурства и заниматься тренировкой по
слаженности действий, отработкой других навыков тушения пожаров,
подготовкой техники, подгонкой снаряжения;
2. В случае установления в лесах по условиям погоды IV-V классов
пожарной опасности, рекомендуется организовать и проводить следующее:
- ежедневное наземное патрулирование лесов не менее трёх раз в период
с 8 до 20 часов (при V классе пожарной опасности - в течение всего светлого
времени суток, а в наиболее пожароопасных местах — круглосуточно) по
каждому маршруту патрулирования на всей территории использования наземных
средств наблюдения;
- в лесах необорудованных автоматическими системами наблюдения за
пожарами в целях своевременного обнаружения лесных пожаров организовать и
проводить на пожарных наблюдательных пунктах ежедневное наблюдение за
лесами не реже одного раза в час в период с 9 до 21 часа;
- содержание сил и средств пожаротушения, в том числе резервных, в
состоянии постоянной готовности к тушению пожаров;
- проводить мероприятия по предупреждению населения о высокой
пожарной опасности в лесах;
- у дорог при въезде в лес установить щиты, предупреждающие об
опасности пожаров в лесах;
- максимально ограничить посещение отдельных наиболее пожароопасных
участков леса (второго-третьего классов природной пожарной опасности лесов),
запретить разведение костров в лесах.
9
Ярославскому отделению СЖД Филиала ОАО «РЖД»:
1. Ежедневно проводить мероприятия согласно разработанному и
утверждённому плану по подготовке объектов ж/д путевого хозяйства Северной
железной дороги;
2. Организовать проведение профилактических мероприятий с
пассажирами и с населением по правилам поведения в непосредственной
близости к ж/д объектам.
Территориальному Управлению Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской
области, Государственной ветеринарной службе Ярославской области:
1. Проводить профилактику заболеваний бешенством и другим заразным
заболеваниям животных;
2. Проводить разъяснительную работу среди населения об опасности
заболевания бешенством, о мерах его предупреждения и о необходимости
своевременного обращения в медицинские учреждения в случае укуса человека
заболевшим животным.
Отделу безопасности людей на водных объектах ГУ МЧС России по
Ярославской области и Центру государственной инспекции по маломерным
судам МЧС России по Ярославской области
1. В целях обеспечения безопасности граждан, снижения количества
несчастных случаев и гибели людей на водных объектах:
- организовать патрулирования водных объектов,
- постоянно проводить профилактическую, агитационно-пропагандистскую
и разъяснительную работу по безопасному поведению людей и особенно детей на
водных объектах с целью снижения происшествий и несчастных случаев,
приводящих к гибели людей на воде, на льду.
Роспотребнадзору, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»
по Ярославской области:
1. Принять меры для обеспечения лабораторной диагностики гриппа, других
видов ОРЗ и успешного выявления респираторных вирусов. Обеспечить
качественный отбор и надлежащие условия транспортировки биоматериала от
больных;
2. Обеспечить ежедневный мониторинг за заболеваемостью и
госпитализацией больных гриппом и ОРЗ;
3. Организовать разъяснительную работу с населением Ярославской
области через СМИ и электронные мессенджеры о необходимости:
- проведения своевременных прививок от гриппа, клещевого энцефалита и
других системных заболеваний.
4. Постоянно проводить мониторинг за обстановкой по распространению
инфекционных заболеваний на территории Ярославской области.
10
Начальникам местных пожарно-спасательных гарнизонов:
1. Совместно с сотрудниками территориальных подразделений надзорной
деятельности, сотрудниками УМВД России по Ярославской области проводить
постоянную работу по профилактике пожаров, снижению гибели и травматизма
людей при пожаре в жилом секторе, в социальных объектах и на объектах с
массовым пребыванием людей;
2. Совместно с территориальными органами исполнительной власти и
подразделениями ГИБДД постоянно проводить мероприятия по предупреждению
возникновения ЧС и аварийных ситуаций на автомобильных дорогах.
3. Проводить патрулирования оперативными группами на опасных участках
автомобильных трасс;
Отделу информационного сопровождения оперативных событий и ОКСИОН
ЦУКС ГУ МЧС России по Ярославской области
Организовать разъяснительную работу с помощью ТК ОКСИОН среди
населения:
- по соблюдению правил дорожного движения и соблюдению водителями
безопасного скоростного режима;
- на тему профилактики пожаров (о правилах безопасной эксплуатации
газовых плит, водонагревателей, других газовых систем, о правилах поведения
при обнаружении утечки газа, пути эвакуации при пожаре и т.п.);
- о правилах безопасного поведения на железной дороге;
- о правилах безопасного поведения на водных объектах в зимний период.
При возникновении предпосылок ЧС и происшествий, немедленно
принимать меры к их ликвидации. Незамедлительно информировать старшего
оперативного дежурного ЦУКС ГУ МЧС России по Ярославской области
(т. 4852-79-08-94).
Данный прогноз может быть скорректирован в экстренных
предупреждениях Главного управления МЧС России по Ярославской области.