История развития гражданской обороны России

Гражданская  оборона (ГО) является  одной  из  важнейших  функций  государства, составной  частью  оборонного  строительства  и  обеспечения  безопасности  населения страны. Ее развитие имеет почти вековую историю.

 Началом  пути  Гражданской  обороны  в  нашей  стране  считается  март1918 года. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание "К населению Петрограда и его окрестностей"  устанавливало  правила  поведения  населения  в  условиях  воздушного нападения  и  явилось  первым  документом,  определяющим  мероприятия  гражданской обороны. В  документе  говорилось  о  создании  штаба  воздушной  обороны,  сети наблюдательных  пунктов,  отрядов  для  оказания  пострадавшим  первой  медицинской помощи, о правилах поведения при воздушном нападении.

 Первая добровольная оборонная организация - Военно-научное общество (ВНО) было создано в 1920 году. Оно ставило своей задачей разработку военно-научных проблем и широкую пропаганду военных знаний среди трудящихся.

Учитывая широкий размах массовой оборонной работы и необходимость усиления военно-патриотического воспитания населения, подготовки его к обороне страны, 27 июля 1926 года Постановлением Совета народных комиссаров СССР Военно-научное общество было переименовано в Общество содействия обороне СССР (ОСО).

В марте 1923 года создается массовое добровольное Общество друзей Воздушного флота (ОДВФ), которое поставило перед собой задачу активно содействовать развитию отечественной авиации.

Вскоре появилась еще одна оборонно-массовая организация – Добровольное общество друзей химической обороны и промышленности (Доброхим СССР).

Поскольку практическая деятельность ОДВФ и Доброхима была тесно связана, то уже в мае 1925 года они объединились в одну организацию – АВИАХИМ.

В кружках военных знаний население овладевало стрелковым оружием, изучало ручную гранату, основы тактики. В кружках военно-технической направленности велось изучение артиллерийского, пулеметного вооружения, устройство танка, телеграфного аппарата, бронемашины, средств защиты от химического оружия. Успешно работали военно-морские клубы. Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) было создано 23 января 1927 года на совместном заседании делегатов Всесоюзного съезда АВИАХИМа и участников пленума ОСО. Главной задачей общество считало патриотическое воспитание своих членов и подготовку их защите Родины.

 Вторым этапом развития гражданской обороны(1932 г.- 1941г.г.) стал комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны. Советом народных комиссаров СССР  4 октября 1932 года было принято «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым впервые были определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этим актом было положено  начало  создания  местной  противовоздушной  обороны (МПВО), предназначенной для защиты населения от воздушного нападения противника. В связи с этим  4 октября1932 года принято считать днем рождения МПВО и Днем гражданской обороны России.

Третий  этап(1941-1945г.г.)  охватывает  годы  Великой  Отечественной  войны. Своевременное  создание  МПВО  обеспечило  в  годы  войны  успешное  решение  задач защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха.

МПВО сыграла неоценимую роль в ходе Великой Отечественной войны, значительно сократив потери мирного населения и предотвратив разрушения объектов народного хозяйства. Защищая население от налётов вражеской авиации и артиллерийских обстрелов, личный состав медико-санитарных, аварийно-восстановительных и противопожарных служб трудился, постоянно рискуя своей жизнью. Велась борьба с зажигательными бомбами, оказывалась помощь раненым и пострадавшим под обломками зданий.

Всего за годы Великой Отечественной войны формированиями МПВО было обезврежено более 400 тыс. авиабомб и 3,5 млн. артиллерийских боеприпасов.

Четвертый  этап(1945 - 1961г.г.) –  этап  совершенствования  МПВО,  связанный  с поиском  наиболее  эффективных  путей  защиты  населения  и  народного  хозяйства  от применения оружия массового поражения. В1961 году была создана качественно новая система– Гражданская оборона, ставшая одним из стратегических факторов обеспечения жизнедеятельности государства в современной войне.

Гражданская оборона принципиально отличалась от МПВО.

Во-первых, мероприятиям ГО был придан общегосударственный и общенародный характер.  Все  они  планировались  и  реализовывались  на  всей  территории  страны  и касались каждого гражданина и каждого коллектива.  Во-вторых, система защитных мер исходила из необходимости обеспечить защиту населения  и  территорий  страны  от  всех  поражающих  факторов  оружия  массового уничтожения. Это многократно усложняло проблему. В-третьих, расширился круг задач, решаемых гражданской обороной. Так, в число основных задач ГО вошло обеспечение устойчивой работы промышленности в военное время.  В-четвертых,  новое  качество  приобрела  задача  по  ликвидации  последствий нападения противника.

 Пятый этап развития гражданской обороны страны(1961 - 1971г.г.) характеризуется глубокими структурными изменениями системы ГО. С сентября1971 г. непосредственное руководство системой ГО вновь, как и в30-е годы, было передано военному ведомству. Это  подняло  ее  развитие  на  более  высокую  ступень,  обеспечило  более  эффективное руководство ею на всех уровнях.

В период «холодной» войны, с возникновением угрозы применения потенциальным противником ядерного оружия и других современных средств массового поражения, потребовалось создать принципиально новую систему оборонных мероприятий по защите населения и объектов экономики от поражающих факторов вновь изобретённого оружия.

15 июля 1961 г. Постановлением Совета Министров СССР местная противовоздушная оборона преобразована в гражданскую оборону. Систему общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время в целях защиты населения и объектов народного хозяйства от ядерного, химического и бактериологического оружия, а также в целях проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах возможного массового поражения.

Шестой этап(1971 - 1987г.г.) связан с новыми структурными изменениями из-за усиления  гонки  вооружения  и  достижения  СССР  стратегического  паритета.  Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со стороны органов управления министерств  и  ведомств.  Характерной  особенностью  первых  шести  этапов  развития МПВО-ГО является планирование выполнения всех мероприятий по защите населения и

территорий в условиях военного времени. Предупреждение и ликвидация ЧС природного и техногенного характера в мирное время как задача в то время не стояла.

Седьмой  этап  развития  системы  ГО(1987-1991 г.)  является  этапом  позитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания "холодной" войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем. На  данном  этапе  на  гражданскую  оборону  были  возложены  задачи  по  защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф в мирное время.

Восьмой этап (с1991 г. по настоящее время) начался с упразднения государственных структур СССР, образованием СНГ и созданием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях(РСЧС). В связи с этим в1990 году был создан специальный федеральный орган исполнительной власти – Российский корпус спасателей на правах государственного комитета, который после ряда преобразований в1994 году становится Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.  

В 1992 г. была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС(РСЧС), предназначенная для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гражданская оборона России является составной частью общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время. Деятельность гражданской обороны направлена на защиту от современных средств нападения противника, так и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Большое количество ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций, сопровождаемых значительными людскими и материальными потерями, сохраняющаяся опасность возникновения войн и вооруженных конфликтов повышают актуальность защиты населения и территорий в настоящее время. Поэтому решение новых задач, возложенных на единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и на гражданскую оборону (ГО), невозможно без создания и обеспечения функционирования целостной, эффективной и гибкой системы управления, позволяющей проводить единую государственную политику в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей. Причем, чем сложнее задачи - тем выше требования к системе управления.

Опыт ликвидации ЧС свидетельствует о большой роли, которую играет эффективная, стройная система управления в вопросах реагирования на возникающие аварии, катастрофы и стихийные бедствия. В последние годы особенно сильно проявилось многообразие этих ЧС - от вооруженного конфликта и разрушительного землетрясения до крупных пожаров и наводнений, многочисленных техногенных аварий и катастроф.

 Подводя общие итоги деятельности  МЧС  России, систем ГО и  РСЧС,  можно  с  полной уверенностью сказать, что прошедшие годы убедительно подтвердили обоснованность, социально-политическую  и  экономическую  целесообразность  их  создания.  

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (4852) 79-08-13
Приемная начальника ГУ МЧС России по Ярославской области
8 (4852) 79-09-01
Единый «телефон доверия»
info@76.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)